Тилди тандоо

KyrgyzchaEnglishРусский
Кыргызская народная музыка

Кыргызская народная музыка.

Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение - все будет сказано в музыке, мы смогли достичь наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удалось лишь в ней. И лишь музыка, преодолевая догмы всех времен, всегда устремлена в грядущее... И потому ей дано сказать то, чего мы не смогли сказать...
Ч.Айтматов

Музыка- отражение внутреннего мира человека,  а по тому, отражение духовной составляющей народа, в котором он живет. Каждая народность имеет не только свои музыкальные инструменты, но и целую науку ментальности игры на них и понимания произведений.

Кыргызская национальная музыка берет свое начало еще с древнего мира, множество красивых легенд, повествуют о том, как появились музыкальные инструменты- комуз, кыяк, чоор, чопо чоор, ооз комуз, жезнай, чымылдак, чыңыроон, сурнай, керней, добулбас, жекесан, жылаажын, шылдырак, коңгуроо, асатаяк, доол, чымылдак, зуулдак и многие другие. Музыка, песни, стихи, сказания все это передавалось исключительно в устной форме, из поколения в поколение, раскрывая жизнь кыргызского народа – его чаяния и переживания,  счастье и радость, жизнь и смерть.

Народный фольклор сопровождал все аспекты жизни кыргызского кочевника – для поднятия настроения и облегчения труда каждый день, при молитве богам, когда провожали в последний путь.… В народных песнях отражались как яркие события, так и повседневная жизнь народа, обычаи и традиции, кошоки (песни-плачи), детские, любовные, колыбельные песни. В кыргызском народном творчестве особое место занимают любовные песни, которые потрясают богатством музыкальных  средств и глубиной художественного слова. Обрядовые песни и ритуалы исполнялись при засухе или при шторме, во время охоты, или просьбы о приумножении потомства, богатства. Чаще всего использовались в общественной жизни комуз и чоор, при военных же действиях, больших праздниках чаще использовались добулбас, нагыра, дап, чилдирман, жекесан.
Со времени вхождения Кыргызстана в состав России началась запись и более подробное изучение кыргызской фольклорной музыки. С тех пор, условно кыргызскую народную музыку разделили на пять составляющих: эпос, трудовые, обрядовые, традиционные и лирические песни.

В наши дни  кыргызский национальный фольклор возрождается благодаря не только ценителям истории, но и простым гражданам Кыргызстана, которые заново знакомятся с народной музыкой, проводятся фестивали, на каждом углу можно услышать знакомые мелодии, словно повествующие каждая свой рассказ. Несомненно, кыргызский национальный фольклор не просто останется частью истории, но и яркой страницей настоящего и будущего!

 

Легенды о комузе.

Давным-давно, сейчас уже никто и не вспомнит, когда это было, жил охотник Камбаркан. Он понимал язык птиц и зверей, любил слушать их пение и считал их святыми. Однажды охотясь, он услышал приятную, но совершенно не знакомую мелодию. Она просто заворожила его, пытаясь увидеть незнакомую птицу, Камбаркан взобрался на верхушку дерева и понял, что эти звуки вовсе не пение птицы. Оказывается, звук издавался кишкой белки, неудачно прыгнувшая с дерева на дерево; она распорола себе брюшко, оно соединило между собой две ветки. Со временем кишка высохла и стала издавать эти чарующие звуки. Охотник снял ее, вырезал инструмент, похожий на бурдючок, а высохшую кишку натянул между его концами. Как только это было сделано, послышался знакомый стон. Он натянул вторую - она уже звучала немного мягче. А третья была сама нежность. Так появился первый комуз.

Существует так же легенда, о том, что комуз научил петь соловья. Это было так же давно, когда люди еще верили, что Земля плоская. Дружил аксакал с соловьем и был он отличным комузистом. Соловей часто слушал песни, которые играл комузчу, и однажды попросил научить его петь как комуз. Научившись, стал лучшим певцом среди птиц.